Пинта - разливное пиво лучших сортов
книга отзывов

Пивная бутылка как артефакт

 


Стекло - материал волшебный: твердый, но в то же время хрупкий. Его готовят, как изысканное блюдо, - по специальным рецептам при высокой температуре. Приняв в горячем состоянии любую форму по желанию художника - от функциональной до самой экзотической, стекло застывает в ней навеки. Сотни лет этот материал во всех своих видах, формах и цветовых сочетаниях завораживает людей. Наверное, именно поэтому обычная пивная бутылка может быть не только простой емкостью для пенного напитка, но и настоящим произведением искусства, и даже предметом коллекционирования.

Пиво - почти ровесник человеческой цивилизации. Впервые его сварили шумеры около 6000 лет назад. Потом завоеватели-вавилоняне переняли у них передовые технологии: в Вавилоне изготавливалось около двадцати сортов пива. Царь Хаммурапи, известный тем, что повелел выбить на базальтовом столбе законы на все случаи жизни, упомянул в них и пиво. От вавилонян секрет пивоварения попал в Египет, и египтяне придумали для него особый иероглиф.

У греков и римлян, народов традиционно "винных", пивопитие было уделом бедняков и варваров. Тацит писал, что "настойка из ячменя или других зерен" - национальный напиток диких тевтонов. В Средние века в Европе изготовление пива - "жидкого хлеба" из женского стало мужским, а точнее монашеским, делом: лучшие пивоварни в те времена были при монастырях. По сей день утонченные ценители считают лучшим пивом в мире продукцию одного крошечного бельгийского монастыря, которую можно купить только у самих монахов.

Многие столетия спиртное держали и перевозили в бочках. Историки считают, что делать бутылки начали в странах Восточного Средиземноморья только в VI веке, а в Европе первыми их изготовителями стали средневековые мастера с венецианского острова Мурано и из городов Фаэнца и Урбино. Когда именно в бутылку впервые попало пиво, неизвестно. Одна довольно характерная легенда гласит, что это произошло, когда какой-то голландский пират, которому не хотелось делиться любимым пивом с коллегами, взял его с собой в море, разлив из бочонка в бутылки из-под рома и припрятав.

Поначалу пивные емкости были практически неотличимы от винных или любых других. Специфически "пивную" форму бутылки темного стекла, в которые разливался хмельной напиток, приобрели лишь в конце XVIII века. По сравнению с вытянутыми, "узкоплечими" винными, пивные емкости тех времен были более приземистыми, широкими, напоминающими флягу. В такие бутылки разливали темное пиво - портер, и эта форма и по сей день называется "портерной". Название пива зачастую указывалось посредством гравировки - рельефной надписи на самой бутылке, а не на бумажной этикетке.

В середине XIX века появилось принципиально новое пиво. Английские портер и эль, многие десятилетия бывшие самым популярным ячменным напитком в Европе, стали потихоньку сдавать позиции немецкому легкому светлому пиву - лагеру. Лагер варился по иной технологии, нежели портер, и форма бутылки для него была совсем другая: цилиндрическая, с середины переходящая в усеченный конус. На такие бутылки наклеивались яркие и порой довольно затейливые этикетки. Третьей основной формой пивных бутылок стала так называемая "экспортная", напоминающая бутыли из-под бренди или рома в миниатюре: широкий цилиндр, сходящийся к узкому, утолщенному в середине горлышку.

В России до революции пиво продавали в узких бутылках темного стекла, формой похожих на сосуды из-под рейнских и токайских вин - цилиндрических, сходящихся к длинному горлышку. Сорт напитка и название компании-изготовителя гравировалось по стеклу. Сейчас такие емкости, например, с известных в те времена пивоварен Дурдина, - настоящий антикварный раритет.

В наше время специалисты и коллекционеры слабоалкогольной атрибутики, называющие себя (от английского beer - пиво) "бирофилами" (кроме бутылок и этикеток, они коллекционируют пробки, кружки, банки и т.п.), выделяют не менее двух дюжин разновидностей пивных бутылок. Из всего многообразия сосудов тот, в котором в советские времена продавалось "Жигулевское" - называемый в народе "чебурашкой", - был, пожалуй, самым скучным и неоригинальным по дизайну. Заурядностью отличалась и советская пивная этикетка, особенно в период "застоя".

В странах же, где царила здоровая капиталистическая конкуренция, броскость и красота этикетки играли не последнюю роль в популярности напитка. По кусочкам бумаги на пивной бутылке покупатель мог изучать географию, историю, искусствоведение и даже зоологию. Как уже в наши дни определили маркетологи, потребитель охотно покупает напитки с изображением зверей и птиц на этикетке - будь то картинка с фазаном, горным козлом или, как у одного популярного на Западе пива, с "портретом" черного лабрадора Чага.


Автор: Вера Кирсанова

Бренды
Kasteel
Belgium
St. Louis Premium Lambic
Belgium
Silly Pils
Belgium
Super 64
Belgium
Titje
Belgium
Saison silly
Belgium
Pink killer
Belgium
Paulaner
Germany
Krusovice
Czech
Fuller's London Porter
England
Наш адрес:
Санкт-Петербург
Ул. Академика Лебедева
Copyright © 2010 - 2013 «ПИНТА» — магазины разливного пива в Санкт-Петербурге
Строительные работы и дизайн помещений сети пивных баров «Пинта» — ООО «Термит»
Rambler's Top100
2010