Пинта - разливное пиво лучших сортов
книга отзывов

Петер Кромбек: Эволюция разнообразия пива Бенилюкса за прошедшее десятилетие

 Об авторе: Петер Кромбек (Peter Crombecq) родился в Антверпене (Бельгия) 3 июня 1956 года. С 1974 года он активно занялся

 

дегустированием пива. Десять лет спустя, в октябре 1984 года, он опубликовал первый выпуск Справочника Дегустатора Пива (Beer Tasters' Pocket Guide), что привело к созданию организации потребителей пива "Объективные дегустаторы пива" (De Objectieve Bierproevers) 8 декабря 1984 года. До 1997 года он был председателем этого сообщества, которое насчитывало порядка 2500 членов. Петер Кромбек так же является соучредителем "Европейского союза потребителей пива" (European Beer Consumers Union) в котором учавствуют более 60000 человек. Он лично знаком с пивным писателем Майклом Джексоном (Michael Jackson) и работал с ним над частями книг Джексона, посвященными пиву Бельгии. Петер Кромбек никак не связан с производителями и продавцами пивоваренной продукции. Таким образом, представляет независимый взгляд на состояние рынка пива. На его счету с десяток книг посвященных пиву и более 170 статей в периодических изданиях. По образованию он физик-ядерщик и в настоящее время работает в Антверпенском центре информационных технологий. По личным причинам Петер Кромбек перестал заниматься всем, что связано с пивом в 1997 году.

 

Петер Кромбек: Эволюция разнообразия пива Бенилюкса за прошедшее десятилетие (1994 год).

Пивоварни: многие исчезли, еще больше появилось. Хорошо ли это?

Неприятный вывод: жители пивных стран (именно такой и является Бельгия) ежегодно выпивают приблизительно на 80 миллионов полупинт пива меньше, чем в предыдущий год. Этот объем (20.000 гектолитров) соответствует приблизительно обороту одной пивоварни среднего размера. Все больше подтверждений получает мысль, что в будущем количество выпиваемого пива на душу населения пивной страны снизится до 100 литров в год. Пивоварни стараются возместить убытки, развивая экспортные поставки. Унификация европейского рынка заставляет крупные пивоварни, в попытке консолидировать домашний рынок, скупать средние пивоварни и расширять торгово-распределительные сети. Последующий процесс централизации пивоварения привел к исчезновению еще большего количества пивоварен и сортов пива. Одна из крупнейших пивоваренных компаний в мире - бельгийская Интербрю (Interbrew). Множество средних пивоварен перестало существовать, но еще больше микропивоварен появилось на рынке. Количество заводов в Бельгии увеличилось на 15%, а в Нидерландах вообще утроилось. В результате большинство марок пива просто не соответствовало традиционным стандартам. Потребитель склонен доверять микропивоварням, но не полностью. Те, кому не удалось оперативно решить производственные трудности, исчезли. И это несомненно хорошо.

Справочник Петера Кромбека по пиву Бенилюкса Bierjaarboek 1995-1996Приятно то, что крупные производители вновь открыли для себя Особое пиво (Special). Ими движило желание расширить ряд выпускаемой продукции. Еще больше они желали создавать новые марки пива. Особо успешными в этом стали голландские пивовары (конкурирующие с бельгийским импортным пивом). И бельгийские производители тоже активно продвигали свое пиво, среди которых самым запоминающимся было появление Белле Вю Селекшн Ламбик (Belle Vue Selection Lambic) ставшего самым продаваемым представителем традиционного сорта гёз (gueuze) не смотря на малую распространенность. Тем не менее, большинство новых сортов ограничены в том плане, что цель их - быть похожими на свои прототипы. Разработка совершенно новых марок (цель которых привлечь покупателя) была большим риском.

Другой положительный момент заключается в том, что в пивоварении теперь могут участвовать не только владельцы пивоварни. Новым явлением стала "аренда пивоварни" - частные лица или компании использовали оборудование пивоварен для варки своего пива. Эти пивоварни отличаются жизнеспособностью, качеством продукции и разнообразием потребителей.

Бары и Пивные Магазины: количество растет, ассортимент беднеет.

Серьезные перемены не обошли и питейные заведения. Десять лет назад не каждый хозяин паба решался иметь дело с Особым пивом, теперь же каждый знает, что существуют и другие сорта пива, помимо его местных. Храбрецы, выставлявшие на своих барных стойках по несколько сотен сортов вдохновляли тех, кто в наше время продает 80-100 сортов пива. Обратной стороной монеты было то, что многие сокращали разнообразие продаваемого пива до 100 лучше всего продаваемых, хорошо разрекламированных марок. Традиционные сорта и пиво местных пивоваров отходило на второй план. Теперь только несколько идеалистов продолжают выставлять в своих барах все пиво, которое им доступно для разнообразия ассортимента. Важно еще информировать потребителя, так как он склонен покупать пиво непосредственно на пивоварне, в обход торговцев. В итоге получается, что приходится производить больше действий, что бы продать меньше (80-100) разновидностей пива.

Вкусы и разнообразие: пустота и глубина

Как уже отмечалось ранее, за последние 10 лет значительно уменьшилось разнообразие вкусов сортов пива Бенилюкса. Многие традиционные марки исчезли и были заменены копиями. Сильнее всего пострадали кислые сорта типа гёз (gueuze), сезон (saison), фламандский коричневый старый эль (Vlaams oud bruin). Множество пивоварен исчезло, а вместе с ними исчезло былое разнообразие сортов и марок пива. Кислые сорта исчезли практически полностью. Если потребителю вновь не представить древние сорта, то к концу века (к концу 20 века - прим. ред.) они исчезнут вовсе. И что приходит им на замену? Темное и легкое специальное (special) пиво, похожее на траппист (trappist). Вкусовые качества от полного отсутствия вкуса до чрезмерной сладости, с классическим горьким послевкусием. Точнее с его подобием.

Хотя есть и положительные стороны. Благодаря одной голландской пивоварне горькие сорта пива вышли на новый уровень. Она производит пиво Кристоффель (Christoffelbeer) - нефильтрованное, непастеризованное пиво типа лагер. Голландцы не боятся экспериментировать с хмелем во время брожения (основного, вторичного или даже дображивания в бутылке). Благодаря своей технологии они открывают действительно богатое разнообразие хмельных ароматов. Другой положительной частью эволюции можно считать эксперименты с иными ингредиентами пива, нежели привычные вода, солод, хмель, дрожжи. Десятилетие назад, пиво с добавлением различных трав было исключением - его считали самодостаточным подклассом. В настоящее время различные травы используются в разнообразных сортах, которые нельзя выделить в одну группу. Так же в моде теперь и фрукты. Теперь не редкость пиво с сильным ароматом инжира или добавлением терновой ягоды. Плохо то, что часто производитель добавляет в пиво лишь ароматизаторы, а не сами фрукты и ягоды. Более того, ароматизаторы смешиваются с сахарным сиропом, что делает пиво чрезмерно сладким и клейким. Хороший совет: подавайте это пиво сильно охлажденным, что бы не чувствовать вкуса. Так же современные пивовары стали добавлять в пиво другие зерновые культуры, помимо традиционного солода. В последние годы активно развивается производство пшеничного пива. В Нидерландах производят пиво на основе ржи и овса. Классический солод можно обжарить (как в первом копченом пиве Fume d' Anvers пивоварни Villers) или придать ему душистости как солод виски (пиво McGregor пивоварни Huyghe). Следует экспериментировать не только над ингредиентами, но и над технологией производства. Все больше производителей пытаются продавать свое пиво в наиболее естественном виде - в розлив из цистерны (как пиво Mousel Gezwickelte Beier). Это особое наслаждение! Нефильтрованное непастеризованное пиво прямо из бродильного чана - божественно на вкус. Любая последующая обработка убивает в пиве множество вкусовых компонентов.

Вывод: увеличение разнообразия ингредиентов пива привело к огромному количеству марок пива. Однако в классе кислых элей потери катастрофические.

Еще одна положительная тенденция - появление множества сезонных и праздничных марок. Опять же на передовой линии - пивовары Нидерланд. В Бельгии некоторые пивоварни продолжают уперто следовать многовековым традициям производства Мартовского пива (Maertzen), рождественского и пасхального. В Нидерландах же производство пива Бок (Bock) растет как на дрожжах. Сначала появился Весенний Бок (Spring Bock). Теперь же в продаже имеются весеннее, летнее, осеннее, зимнее пиво и другие рождественские, пасхальные и юбилейные сорта (юбилейных особенно много). Каждая пивоварня считает своим долгом выпускать линию сезонного и праздничного пива. За голландцами подтянулись и бельгийцы. К концу 1994 года в Бельгии можно было встретить десятки рождественских марок пива. А потом и сезонных.

Потребители: Не имеют четкого представления о рынке пива. Информационный голод.

С точки зрения потребителя, за последние годы произошли и позитивные и негативные сдвиги. Снятие некоторых ограничений несомненно считается положительным. Десятилетие назад существование "этикеточного пива" (одно и то же пиво, продающееся под разными этикетками с разными ценами) было одним из самых охраняемых пивоварнями секретов. Теперь же их нужно только спросить и они все расскажут. Раньше редко на этикетке указывалась крепость пива, теперь же это обязательное условие. Надо продолжить эту тенденцию и обязать пивоваров указывать полный перечень ингредиентов в пиве. В этом плане Нидерланды опять впереди Бельгии и Люксембурга. Некоторые голландские пивовары указывают на этикетках основные компоненты пива, включая травы, другие типы солода и сахар. Подобная открытость в Бельгии практически отсутствует.

Негативным изменением можно считать появление огромного количества "одноразового" юбилейного пива (несколько сотен марок в год) и более постоянного "этикеточного пива" (40% от общего числа марок). В итоге на рынке образуется такой хаос, что потребитель не в силах во всем разобраться. Заниматься этой проблемой должно законодательство. Оно должно быть более строгим (обязательное указание производителя) и расширенным. Следует так же указывать прототип марки для "этикеточного" пива. Это придаст покупателям уверенности в предлагаемом разнообразии марок пива и восстановит высокие позиции традиционного пива.

Наиболее бесполезной законодательной инициативой последних лет было введение обязательного указания "употребить до" на этикетках. Хотя пиво в этом плане больше схоже с вином, в законодательстве Евросоюза оно находится в одной категории с молоком. Абсурдное указание "срока годности" должно быть заменено на указание "срока выдержки" - к лагерам это тоже относится. В добавок можно делать записи типа "для немедленного употребления" или "сохраняет вкусовые качества в течение полугода" или "вкус раскрывается" или "срок выдержки ограничен"…

Как положительную тенденцию, отмечу присутствие пива в кулинарии. Вхождение в моду традиционных местных и региональных рецептов позволило вернуть былую славу сортам пива входящим в них. Новые (и часто очень хорошие) рестораны возродили пиво как дополнение к еде и как ингредиент разнообразных блюд. Пиво вновь стало частью национальной кухни.

Заключение: Да будет пиво!

В заключение я хотел бы высказаться за сохранение и продвижение традиционных и местных сортов пива. За предоставление потребителю полной информации о разнообразии пива и вкусов, избегая бесполезного копирования. Честность и открытость, а не двуличность и скрытность пойдут на пользу качеству и ценности мира пива.


 

Если Вы считаете, что я склоняюсь к точке зрения потребителей, то так оно и есть. Ведь в первую очередь я - потребитель пива. Я люблю пиво. При написании этой статьи я руководствовался идеалистическими соображениями: надеюсь, что моя статья поможет сохранению и переоценке пивной культуры в странах Бенилюкса.


Источник: Peter Crombecq, Bierjaarboek 1995-1996

Бренды
Kasteel
Belgium
St. Louis Premium Lambic
Belgium
Silly Pils
Belgium
Super 64
Belgium
Titje
Belgium
Saison silly
Belgium
Pink killer
Belgium
Paulaner
Germany
Krusovice
Czech
Fuller's London Porter
England
Наш адрес:
Санкт-Петербург
Ул. Академика Лебедева
Copyright © 2010 - 2013 «ПИНТА» — магазины разливного пива в Санкт-Петербурге
Строительные работы и дизайн помещений сети пивных баров «Пинта» — ООО «Термит»
Rambler's Top100
2010